Поцелуй лягушку! Все духовные упражнения – это практики позволения всему быть в момене Сейчас. Зачем позволять вещам быть, как они есть? Потому что они уже есть в этот момент. Не надо бороться с мыслью, надо просто опознать ее как мысль, потом, возможно, придет другая – опознать и ее. Такова практика принятия настоящего момента: если это мысль, надо принять ее как мысль. Это не проблема. Проблема, если не понимаешь, что это мысль, если она становится твоим «я». Если я един со своими мыслями, то я себя забываю, я теряю себя в мыслях, и я на сто процентов верю в то, что они мне говорят. Тогда я страдаю от этого, потому что воспринимаю их как реальность, воспринимаю как реальность все, что они говорят о других людях, о ситуации, обо мне... Благодаря этой возникающей свободе от мыслей они постепенно теряют способность делать меня несчастным. Когда начинаешь разбираться, то понимаешь, что чувство несчастья не приходит от ситуации, оно приходит от мысленной интерпретации этой ситуации. Ситуация всегда такая, какая есть. Но интерпретация говорит: «Она ужасная». Мы смешиваем ситуацию с ее интерпретацией. Например, кто-то говорит: «Какая ужасная погода»! Как может погода быть ужасной? Погода такая, какая есть. «Ужасность» ей придаю я сам. Если мы отделяем вещи от нашей мысленной их интерпретации, то мир внезапно становится нейтральным, потому что мы принимаем, что вещи в этот момент являются такими, какие они есть. Совершенно просто и ясно. В настоящий момент есть то, что есть. Тогда мое внутреннее состояние становится свободным от происходящего. Ситуация просто есть как она есть, а я внезапно становлюсь внутренне свободным, я больше не раб постоянно меняющихся ситуаций и вещей. Можно практиковать два уровня принятия. Первый – позволить вещам быть, как они есть, смотреть на ситуацию без сопротивления, мысленного и эмоционального, и быть единым с ситуацией, с тем, что есть в настоящий момент. Когда говоришь «да» настоящему моменту как он есть, то становишься пространством для него, а это пространство и есть твоя сущность, сознание, через которое миру дается возможность быть. Я осознаю себя как бесформенное бытие, и я не позволяю себе никакого протеста против возникающей в нем формы. Это и есть самая сущностная духовная практика. Немедленно стать единым с тем, что возникает в моменте. Если эту возможность упустить, сразу возникает протест – мы не позволяем этому быть, хотим, чтобы было по-другому. Но если мы пропустили возможность сразу объединиться с моментом, есть еще другая возможность – принять это противостояние, отследить свою мысль и чувство, ее сопровождающее. Позволить этому противостоянию во мне быть, принять его. И странным образом оно тут же проходит. Можно практиковать это так. Почему я несчастлив здесь и сейчас? Потому что я не един с тем, что происходит здесь и сейчас, то есть имеется противостояние. Но если я упустил возможность сразу объединиться с происходящим в настоящий момент, есть второй шанс – стать единым с этим чувством несчастья, почувствовать энергетическое поле этого несчастливого ощущения, признать: да, я чувствую это. И внезапно оно растворяется, уходит. Если мы ничего не имеем против него, принимаем его, оно теряет свою силу. – Я так несчастлив! – Ну ладно, и хорошо – будь несчастным. – Что?!! Нужно наблюдать это чувство несчастья как энергетическое поле внутри себя, наблюдать за ним. И тогда внезапно происходит превращение. Как говорится в Библии, не надо внутренне противиться злу. Или как в одной сказке, где принцесса должна поцеловать лягушку, – лягушка отвратительная, но она здесь, она уже тут. Ну, хорошо, я соглашусь и поцелую ее, я приму, поприветствую эту неприятную ситуацию, как она есть. И в этот самый момент, говорится в сказке, лягушка превращается в прекрасного принца. Если постоянно практиковать это в жизни, вновь и вновь, приходит подтверждение: да, это точно так, это работает. Если же противостоять ситуации, то только усилишь ее, усилишь то, чему внутренне противишься. Это относится ко всем сферам жизни. ~ Экхарт Толле Перевод с немецкого Maрины Черепановой